Новости

Тяжеловозы станут звездами владимирской туриндустрии

2020-12-03 09:13
Во Владимирской области скоро появится новый и очень обаятельный туристический продукт - маршрут, связанный с самой сильной в России, а возможно, и в мире породой лошадей. Владимирский тяжеловоз ‑ один из известнейших брендов региона, но в туриндустрии пока не раскручен.

А зря - идея-то отличная!

Поехали?
Идеологами внедрения нового маршрута стали областной комитет по туризму и представители индустрии гостеприимства. Вывести его на рынок туруслуг планируют весной. А пока журналистам показали, как этот проект видят разработчики.
Наша экскурсия началась в центре Владимира. В экскурсионном сопровождении - ни слова о лошадях. По задумке авторов рассчитанный на два дня маршрут проходит через Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский и Гаврилов Посад и называется «Памятники белокаменного зодчества Руси и владимирский тяжеловоз». На мой взгляд, темы трудносовместимые и тематически, и хронологически. К тому же два дня в подробностях слушать про белокаменное зодчество интересно будет только историкам архитектуры... Так что все равно выйдет традиционная «обзорка», чего на туристическом рынке и без того в избытке. А вот для привлечения новых потоков нужно что-то свежее.
Понятно, что раз уж туристы приехали в наш город - лишать их обзорной экскурсии по историческому центру нельзя. Но почему бы и на этом этапе не рассказать о роли лошадей в городском хозяйстве, обратившись к краеведам и музейщикам за помощью в проработке сопроводительного нарратива? А заодно - и за идеями, какие еще объекты можно включить в этот маршрут. Мне вот сразу на ум пришло, что начинать его можно с «Богдарни», где соревнования троек «Владимирский тракт» проводят.

Конюшня чемпионов
Погуляв по центру областной столицы, мы направились на Государственную заводскую конюшню имени В.И.Фомина. По дороге нас сначала сильно потряхивало на ухабах. А потом пришлось поблуждать в Заклязьменском. Благо жители помогли с ориентирами. Однако состояние дороги и отсутствие навигации ‑ явно совсем не то, что поспособствует раскрутке туробъекта. Хорошо, что сама конюшня выглядит прилично, новое здание построено в 2015 году.
Не так давно общественность била тревогу из-за угрозы исчезновения породы владимирского тяжеловоза. Конезавод в Гавриловом Посаде, где вывели этих чудо-лошадей, закрыли из-за нерентабельности. Конюшня в Юрьев-Польском перешла в частные руки. Владимирская госконюшня, питомцы которой прославили рекордами породу, тоже переживала не лучшие времена. Корма лошадкам собирали волонтеры, здание разрушалось.
- В 90-е нам пришлось очень трудно. Колхозы свое существование прекратили, конезаводы позакрывались. Мы еле выживали. Хорошо, что нас под свое крыло взяла область: конюшню сохранили, новое здание построили, с финансированием сейчас проблем нет, - говорит встретившая нашу группу зоотехник госконюшни Ольга Ухина.
В леваде резвятся кобылки. Одна из лошадок подходит к ограде и явно начинает позировать. Зовут ее Лаской. В этом году она успела поучаствовать в выставке «Агрофарм» в Москве, заняла первое место. Похоже, Ласка не сомневается в собственной красоте, как не усомнились в этом и эксперты, оценивающие экстерьер лошадей.

Легенда, создавшая легенду
Сегодня Владимирская госконюшня носит имя человека-легенды Владимира Ивановича Фомина. Именно ему владимирский тяжеловоз обязан славой «самого-самого».
Породу начали выводить в конце XIX века, но официально она зарегистрирована только в 1946 году. О достоинствах владимирских тяжелоупряжных лошадей никто не знал. Раскрутки, как сейчас говорят, не хватало. То революции, то войны ‑ не до выставок и соревнований было. В военные и послевоенные годы на элитных производителях пахали и возили грузы. Впрочем, эти лошади изначально и выводились именно для работы. Но получилось, что к моменту официального признания породы «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке». Так что наработать репутацию лошади-силача возможностей становилось с каждым годом меньше, а в соревнованиях тяжеловозов первенство держали совсем другие породы. Тут ведь, как в любых соревнованиях, ‑ мало иметь природные способности, нужно их развивать.
Но региону и породе повезло, что в 1953 году работать на Владимирскую госконюшню пригласили уроженца деревни Семеновской Собинского района Владимира Фомина. Он разработал и внедрил собственную систему тренировок лошадей.
«Тренировать, значит ‑ тренировать, и делать это надо каждый день» ‑ звучит на видеозаписи голос великого тренера и наездника.
А вот кадры старой телехроники: журналистский «газик» застрял в сугробах и его легко вывозит конь-красавец. Сколько там под капотом лошадиных сил? И все они спасовали перед препятствием, которое играючи преодолевает одна сила.
С 1963 года владимирские тяжеловозы, тренированные Фоминым, начинают занимать призовые места и брать титулы абсолютных чемпионов на всех выставках и соревнованиях, доказывая славу самой сильной и самой красивой лошади на пространстве бывшего Советского Союза. А рекорд 1971 года, когда конь Зубр провез рысью 4,5 тонны груза на 2 км за 11 минут, не побит до сих пор.
- С тех пор мы занимаем только призовые места. Ниже третьего не опускаемся никогда. На выставках, где оценивается экстерьер, тоже всегда высокие оценки. В этом году Ласка стала лучшей на московской выставке. В прошлом году на Международной санкт-петербургской конной выставке «Иппосфера-2019» кобыла Шеренга завоевала титул абсолютной чемпионки на ринге «Атланты конного мира», - гордится питомцами директор госконюшни Илья Симаков.
Обо всем этом нам рассказывают в музее, созданном при конюшне. Здесь более 500 экспонатов: дипломы, грамоты, кубки, элементы упряжи, сани из кинофильма «Морозко».
Наших лошадок часто приглашали в кино. В фильмографии самого Фомина, например, более 30 картин. Именно он возродил искусство русской тройки и съезжал в тройку не только рысаков, но и тяжеловозов.

Конный бренд без ипподрома?
Сейчас экипажной выездкой на госконюшне не занимаются ‑ негде. Негде и тренировать тяжеловозов.
- Раньше наши тройки участвовали в соревнованиях по фигурной езде и на время. Сейчас единственная съезженная тройка владимирцев осталась в «Богдарне». Там есть место, где тренинг проводить и соревноваться. А нас застраивают кругом. Вы же видите: кругом краны. У нас нет не то что ипподрома. Даже дорожки для тренинга тяжеловозов! ‑ поведал о проблемах Илья Симаков. - И мы страдаем, и наши соседи ‑ конноспортивная школа, там 120 детей занимаются, а у них нет конкурного поля. Мы написали письма во все инстанции. Надеюсь, что землю в доступной близости нам все же выделят.
Неизвестно, как показали бы себя сейчас наши силачи и в испытаниях: такие соревнования не проводятся с 2008 года. А на последних испытаниях кони с Владимирской госконюшни выступили неровно. Жеребец Багдад показал себя самым мощным и выносливым ‑ увез 9 тонн груза дальше всех. На этапе «срочная доставка груза рысью» первое и второе места также были у наших Грохота и Багдада, но в остальных дисциплинах лучше были лошади с других конезаводов. В итоге ‑ за нами третье место в общем зачете.
Как и любой бренд, славу самой сильной породы нужно поддерживать. И без тренировочного круга тут не обойтись. По-хорошему ‑ нам нужен полноценный ипподром. Чтобы было место и для тренировок, и для соревнований. Экипажную выездку и соревнования троек уже возрождают в АТК «Богдарня», но и во Владимире - это же просто очевидно! ‑ необходим конный праздник тяжеловозов.
Пока у нас есть только рок-фестиваль «Владимирский тяжеловоз» (кстати, он тоже идет в копилку раскрутки бренда). Но еще не хватает интерактива: покормить лошадок, пофотографироваться в фотозоне с чемпионами породы, посмотреть их в деле ‑ на тренировочной дорожке. И было бы просто отлично продолжить экскурсию верховой поездкой до Боголюбова. Заодно по маршруту и о сунгирской лошадке вспомнить. Правда, пока некому этим заниматься...

И под седлом, и в плуге
- Владимирский тяжеловоз ‑ порода универсальная. Можно использовать под седлом, в санях, в телеге. При верховых прогулках для тяжеловозов нет проблем с весом наездника, кататься на них может человек любой комплекции, не нанося вред животному. Но по правилам безопасности в прокате нельзя использовать жеребцов-производителей и молодых кобыл. Это всех пород касается. Для таких целей используются либо возрастные лошади, либо мерины ‑ они спокойные. А у нас основные задачи ‑ племенное воспроизводство, размножение, поэтому наши лошади не подходят, - поясняет директор госконюшни.
Доказательство универсальности владимирских коней-богатырей ‑ конные путешествия уроженца Кольчугина Петра Плонина. На владимирских тяжеловозах он и по зимней Сибири проехал, и кругосветное путешествие совершил. Даже сфотографировался в Вашингтоне у Белого дома с плакатом: «Ударим конным пробегом по американскому бездорожью».
Однако частников, готовых организовать совсем не такие масштабные конные прогулки с соблюдением всех требований безопасности, во Владимире пока, к сожалению, нет. А они нужны. Не только ради привлечения туристов - чтобы порода жила и развивалась. А сейчас ее численность ниже порога, обеспечивающего сохранение. Близкородственное скрещивание приводит к тому, что кобыла может сбросить плод. В этом году такое произошло с Густотой ‑ абсолютной чемпионкой международной выставки «Эквирос-2018». Хотя когда во Владимирской госконюшне задумались о разведении тяжеловозов и получении статуса хозяйства-репродуктора, то кобыл собирали по всей стране: искали их на монастырских подворьях в Ивановской области, в частных хозяйствах Подмосковья, даже у нижегородских цыган ‑ лишь бы степень родства с жеребцами была как можно более отдаленной. Сейчас владимирский табун насчитывает 47 голов. Примерно поровну жеребцов и кобыл.
- Человечество въехало в цивилизацию на лошади. А сейчас мы забыли об этом. Раньше как система работала? Основная селекционная работа велась на конезаводах. Племконюшни были в каждом районе. А в госконюшне содержали жеребцов-производителей, которых направляли в хозяйства для улучшения породы, укрупнения местных лошадей. Изначально у нас содержалось 25-30 жеребцов. Теперь в крупном аграрном производстве необходимости в лошадях нет. Нет и племконюшен. Закрыт конный завод в Гавриловом Посаде. Завод в Юрьев-Польском ‑ в частных руках. Там самый крупный табун - около 60 конематок. Но в последние годы они на выставки не выезжают, - переживает за перспективы породы Симаков.
Словом, бренд «Владимирский тяжеловоз» нужен региональному туризму, а туризм может стимулировать интерес частного бизнеса к разведению породных лошадей и создать новый спрос на них.
Сейчас наши жеребцы больше всего востребованы в Сибири для укрупнения аборигенных пород. Там лошадей используют для вытаскивания деревьев с лесозаготовок на зимняк. А вот кобыл активно закупает Казахстан. Оказывается, у владимирских тяжеловозов есть еще один титул с приставкой «самый». Это самая молочная порода. А кумыс - отличное средство для профилактики и лечения туберкулеза.

К истокам
Из Владимира мы переезжаем в Суздаль, а оттуда - в Юрьев-Польский. Обычная экскурсия культурно-исторической направленности. Не о лошадях. В Юрьев-Польском можно было бы посетить частный конезавод, если бы не пандемия. Но тут туристического потенциала намного меньше, чем во Владимире: нет такой богатой истории. Интерактива тоже нет.
Наша цель ‑ «Дворцовый конный завод в Гавриловом Посаде», где была выведена порода. Так что маршрутом остановка либо в Юрьев-Польском, либо в Суздале оправдана. Но два города с отклонением от темы, пожалуй, перебор. Зато просто напрашивается включение в маршрут какого-нибудь КФХ, где зимой можно покататься на санях, а летом - в телеге и верхом, попробовать кобыльего молока, почувствовать себя землепашцем, идя за плугом. Да и рассказ об Ополье, для которого выводились мощные рабочие лошади, был бы уместен. Кстати, рассказать есть о чем. Села Ополья в Средневековье зачастую были богаче и многолюднее городов.
В Гавриловом Посаде перед нами предстал бывший дворцовый конный завод, основанный еще при Иване Грозном. Комплекс кирпичных конюшен построили позже ‑ при Екатерине. Площадь памятника ‑ 6 тысяч квадратных метров. В 1886 году здесь, в Гавриловом Посаде Суздальского уезда Владимирской губернии, учредили Владимирскую государственную заводскую конюшню № 49, главным достижением которой стало выведение новой породы тяжелоупряжных лошадей. Заводчики мечтали получить лошадь выносливую, мощную, но при этом красивую и грациозную. Казалось бы, сочетание малореальное, но именно такие жеребята стали рождаться от скрещивания местных тягловых лошадок с жеребцами пород шар и клейдесдаль. Вот так и появился владимирский тяжеловоз.
Завод просуществовал до 2013 года. А затем был закрыт, табун и здание пошли на продажу. Большинство лошадей, к счастью, попало на ферму, расположенную рядом с конезаводом. А вот судьба памятника архитектуры внушала тревогу. Новые владельцы не смогли придумать, как его использовать в условиях жестких охранных ограничений. Постройки пустовали, разрушаясь. В одном крыле обрушилась крыша. И неизвестно, какая горькая судьба ждала бы бывший конезавод дальше, если бы то, что от него осталось, не выкупил известный суздальский ресторатор и отельер Игорь Кехтер. Из 6 тысяч квадратных метров комплекса отреставрировано и освоено 1,5 тысячи. Уже работает музей с экспозицией об истории породы. В экспозиции выставлен снаряд для тренировки тяговой силы лошадей, старые фотографии, журналы испытаний коней на выносливость, упряжь.
- У нас большие планы: постройка мини-конюшни для владимирских тяжеловозов, тренированных для катания туристов, в манеже хотим организовать конный театр, а в большом внутреннем дворе собираемся проводить праздники и фестивали. Будут и гостиница, и ресторан, - говорит замгендиректора музейно-дегустационного центра «Дворцовый завод» Алена Архангельская.
Кехтер ‑ опытный предприниматель. Но полноценный туркомплекс в Гавриловом Посаде будет еще не скоро. А пока наши читатели могут внести свою лепту в проработку априори замечательного маршрута. Попробуйте собрать тематический «конструктор» из действующих туробъектов, которые можно предложить гостям. Так мы и экономике региона поможем, и сохраним наше живое достояние ‑ владимирских тяжеловозов.