Новости

Владимирский музыкант Ренессанса и его книга о загадочной виуэле

Человек эпохи Возрождения значит «человек Искусств». Мастер, который готов взять в руки любой творческий инструмент и приступать к делу, будь то скульптура, музыка или живопись. Многозадачные художники в эпоху Средневековья не казались чем-то особенным, но сейчас, в 21 веке, таких единицы. Граненые алмазы, которые поражают своими знаниями и умениями, есть и во Владимире. Об одном из них, Дмитрии Черевко, музыканте-мультиинструменталисте, фотографе, коллекционере редких инструментов и манускриптов, мы уже писали.

Настало время освежить в памяти знания о виуэле и ее владельце, ведь совсем недавно Дмитрий выпустил книгу «Виуэла. Загадка Ренессанса» — работу, которая пригодится студентам-музыкантам и даже гитаристам, готовым в домашних условиях оживить звуки Средневековья.

Дмитрий родился в Казахстане и в 90-х годах переехал в Россию учиться, а десять лет назад осел во Владимире:
«По образованию я музыкант, но моей основной деятельностью является фотография. Поэтому можно назвать музыку хобби, но я бы так не сказал. В этом смысле я человек эпохи Возрождения — мне одинаково важны и музыка, и фотография. Но музыкой я занимаюсь куда дольше: начинал в школьной „каморке, что за актовым залом“, потом музыкальное училище, консерватория».

В истории Дмитрия есть и сольные проекты, и ансамбли, среди которых отпраздновавший свое двадцатилетие «Drolls» — коллектив, исполняющий средневековую музыку. Европейское звучание того времени представляет для Дмитрия интерес, как и сама философия эпохи Возрождения:
«Я мультиинструменталист, каким должен быть музыкант прошлого. Играю на множестве исторических инструментов, названия которых современному обывателю ничего не скажут. В последние годы я сосредоточен на испанской современнице лютни — виуэле. Она была главным инструментов Испании в эпоху Ренессанса, пока ее не вытеснила гитара».

О виуэле в нашей стране слышали немногие, а играют на ней всего четыре человека. Один из них Дмитрий. Однако, мировая общественность, особенно исполнители исторической музыки, инструмент уважают и оживляют старые звучания в концертах. «По мере скромных сил», как говорит Дмитрий, он делится своими знаниями с неискушенными соотечественниками: дает концерты-лекции, снимает видео, выпускает аудиозаписи. А недавно написал книгу:
«В процессе работы над реконструкцией и расшифровкой манускриптов для виуэлы я получил столько интересной информации, что посчитал себя обязанным поделиться этим с российскими музыкантами и любителями старинной музыки. Написание не заняло много времени. По сути, я просто свел под одну обложку знания, полученные за несколько лет практики».

На страницах книги «Виуэла. Загадка Ренессанса», кроме истории инструмента, Дмитрий поделился редкими табулатурами, которые адаптированы для игры на виуэле, лютне или даже обычной гитаре. Создать атмосферу Средневековья в доме можно, даже не владея ни одним из перечисленных инструментов. Музыкант записал аудиоприложение и публикует ролики на Youtube. Все исторично, редко Дмитрий дополняет расшифрованные произведения, при этом обязательно предупреждает об этом зрителей.

Оказывается, манускрипты с упоминанием виуэлы найти не так уж и сложно: у европейских библиотек и архивов существует база оцифрованных оригиналов. Самое интересное начинается дальше:
«Сохранность манускриптов весьма плохая, и при расшифровке исследователь временами перевоплощается в детектива и криптографа. Как и в наше время, все, что записано от руки, делается для себя, поэтому в рукописях масса сокращений, понятных только автору пропусков, часто отсутствуют фрагменты. Из-за чего ни один современный автор расшифровки не возьмет на себя смелость утверждать, что ему удалось воссоздать замысел автора на сто процентов».

Также непросто найти виуэлу, звонкую красавицу 16 века. История инструментостроения в России отличается от европейской: мастера редкой работы появились только в 90-х годах прошлого века, рассказывает исследователь. Но отечественный промысел ничуть не отличается от зарубежного, если говорить о качестве. Разница лишь в цене: российские инструменты дешевле.

«Конечно, они делаются только на заказ, их не купишь в магазине. Мою виуэлу создал петербургский мастер Михаил Федченко три года назад. Я могу также упомянуть московского мастера Александра Баюнова и нашего, владимирского, земляка Вадима Гиньковского, который сейчас живет и творит в Коврове. Работы Вадима являются не только отличными музыкальными инструментами, но и подлинными произведениями искусства».

До редкой музыки рукой подать, то есть час на электричке проехать! Но пока из дома выходить рано, можно открыть Youtube-канал Дмитрия Черевко и познакомиться с удивительным средневековым инструментом. После чего, вдохновившись, взять в руки гитару и удивить домашних прекрасными мелодиями.