Привыкли руки к топорам
Современный город Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение: из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.Конь-качалка, конь-каталка
Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, равняться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони даже появились в советской детской литературе.Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.