Новости

Каким будет бренд Владимирской области?

Владимирская область начала разработку своего бренда. В роли консультанта и методолога процесса выступает директор «Центра территориального маркетинга» Константин Гаранин. На его счету — работа с туристическими стратегиями Таджикистана, Карелии, Ярославской и Псковской областей, Геленджика, Новороссийска, Торжка, горных курортов «Роза Хутор», Шерегеш, Чимбулак, горного парка «Рускеала». После проведения стратегической сессии во Владимире мы задали Константину самые насущные вопросы по туризму.

Почему Владимирской области именно сейчас понадобился бренд? 


Регион разрабатывает стратегию туризма до 2035 года в условиях крайне высокой конкуренции за туриста. И региону нужно не просто наращивать потоки, но увеличивать продолжительность поездок, увеличивать средний чек туриста и качественно менять портрет гостя. А это требует новых туристических продуктов, новых подходов, нового качества — новой стратегии.

 Насколько сильно мы отстали? 


Если говорить о России, то лет на 5-7. Если говорить о Европе, то большая часть территорий отстает в этом вопросе лет на 40 минимум. Я занимаюсь маркетингом территорий в России с 2003 года — начинал с развития моногородов по заказу градообразующих предприятий. Потом стал работать с регионами и отдельными курортами. Уже тогда мы отставали от Европы лет на 25 — сам маркетинг территорий существует в мировой практике всего 40-50 лет, и можно сказать, что и тогда, и сейчас задачи были одинаковые — победить в конкурентной борьбе. У нас это поняли только лет 7-10 назад, когда начало лихорадить экономику. Хотя некоторые территории, такие как Татарстан, например, идут в этом направлении уже лет 15 и добились серьезных успехов. Так что можно сказать, что все только начинается и у Владимирской области есть шанс обогнать конкурентов.

Какова идеальная картина конечного результата? 


У меня, как у маркетолога, идеальная картина — найти идеальное решение под задачу Заказчика. Вот почему свою работу я всегда начинаю с целеполагания. И не с целей туризма, а с целей территории в целом — туризм же формируется уже из целей территории. Моя задача — сформировать продукт, который поможет этих целей достигнуть. Понять, нужен ли территории туризм и в каком виде. На данный момент мы провели опрос экспертов и участников рынка, определили целеполагания. В ходе сегодняшней стратегической сессии хотим с общественностью сформировать совместную позицию. Как развивать туризм? Нужен ли он вообще территории? Нередки случаи, когда туризм только вредит и приносит убытки. С такой ситуацией столкнулся в Торжке. Гости ничего не оставляли в городе, кроме мусора, и лишь нагружали инфраструктуру. Сейчас эту ситуацию исправили. Спорные ситуации возникают вокруг курортов у особо охраняемых территорий. Допустим, власть и бизнес хотят зарабатывать на природных объектах, а жители тут хотят лишь сами отдыхать. Они понимают упущенные выгоды, но здоровая среда им важнее. Всегда нужно говорить о целях, сколько бы времени это ни потребовало, а решения потом приходят сами. Поэтому для Владимирской области идеальным будет результат не такой же, как в Карелии.

Случаются ли экономические чудеса в российском туризме? 


Таких примеров много, единственное — с каждым годом все сложнее удивить туристов. Хороший пример — горный парк «Рускеала». В заброшенном карьере устроили природную достопримечательность, которая привлекает трафик 300 тысяч человек в год. До парка запустили ретро-поезд от Санкт-Петербурга, это тоже, конечно, уникальный пример сотрудничества с такой крупной организацией, как «РЖД». Подмосковный «Этномир» возвели в чистом поле безо всякого исторического бэкграунда. На данный момент его посетили 1,7 млн человек. Не так важна численность, как то, сколько они времени проводят и сколько денег оставляют. Допустим, в «Этномире» масса вариантов потратить деньги, на «Роза Хуторе» вы легко с ними расстанетесь. А во Владимирской области у туриста не так много возможностей. Для сравнения: в год регион посещает 1,5 млн туристов. Большинство из них — однодневные, больше половины не живет в гостиницах. Тратят в среднем 3000-3500 рублей. В Москве, например, 6000-6500 рублей. Вот и получается, что поток туристов есть, нагрузка на инфраструктуру есть, а денег мало.

Если представить, что вы инвестор, с имеющимся опытом и знаниями, вы бы вложились в туризм во Владимирской области? 


На данный момент туризм во Владимирской, Рязанской, Тульской и ряде других областей средней полосы России уступает в перспективах той же Карелии или Подмосковью. Скажем так: пока есть более выгодные варианты вложений. Но это не значит, что конкретный туристический объект во Владимирской области не может хорошо зарабатывать и не может быть интересным для инвестирования. Однако построить объект и сделать туризм — это разные вещи. Один даже «вау-объект» не сделает регион. Работать сейчас сложнее, взлет случайных проектов маловероятен. Пять лет назад строительство глэмпинга означало автоматический интерес СМИ и поток гостей. Сейчас же глэмпингами никого не удивишь.

А что вас, как туриста, может удивить? 


Самые простые вещи, на самом деле. Мой отдых — это точно не круизы и не пансионаты. Много езжу на авто по стране, отдыхаю в горах, сплавляюсь на байдарках, путешествую по городам, посещаю различные деловые события. Во время рабочих поездок также удается посмотреть города, отправиться на экскурсии. К слову, и во Владимирской области я уже не впервые — у меня есть свои туристические истории, связанные с Кольчугино, Муромом, Суздалем и, конечно, Владимиром.